zaka: (Default)
[personal profile] zaka
Под катом - продолжение статьи. Начало здесь

Однако при чем же тут эмоции?

В Ошо ребалансинге много удивительного. И одна из тех вещей, что постоянно продолжает меня удивлять, когда я прикасаюсь к телу клиента, это:

Сколько же мышц в теле человека напряжены, когда в этом нет никакой необходимости!

Казалось бы, мышцы, которые сокращаются, когда нужно куда-то двигаться, что-то поднять, или просто удерживать определенную позу тела, в свободное от работы время могут позволить себе полностью расслабиться. Это, кстати, подтвердит вам любая кошка. Но у людей, по крайней мере, тех, кто живет в «цивилизованном обществе», такого расслабления мышц никогда не происходит. Потому что на самом деле для этого постоянного напряжения существует весьма веская причина.

Эта причина была открыта Вильгельмом Райхом – замечательным человеком, чья жизнь и судьба, безусловно, заслуживает отдельного рассказа. Но сейчас я упомяну лишь о концепциях Райха, лежащих в основе ребалансинга. Как открыл Райх, любой живой организм отличается от неживого предмета тем, что в нем постоянно пульсирует энергия. Существуют много разных ритмов пульсации. Ошо Ребалансинг имеет дело прежде всего с пульсацией дыхания. Энергетически, тело человека можно представить себе в виде полой трубки, окруженной несколькими кольцевыми группами мышц – сегментами. Райх считал, что такое устройство досталось нам по наследству от кольчатых червей. Когда эти мышечные сегменты работают правильно и согласованно, в живом организме с каждым вдохом и выдохом пульсирует жизненная энергия, поступая в тело в процессе вдоха и покидая его на выдохе. В разных традициях эту энергию называют по-разному: в Японии это «ки», в Китае — «ци», в Индии — «прана». Фрейд использовал для нее термин «либидо», а Райх называл ее «оргон».

Важно то, что те же самые пути, по которым циркулирует жизненная энергия, служат и для движения эмоций. По-английски можно даже сказать: "e-motion = energy motion" (эмоция = движение энергии). С помощью специальных упражнений легко почувствовать, например, что выражение гнева и любви направлено изнутри наружу, то есть, соответствуют выдоху в пульсации дыхания. А, к примеру, страх или доверие движутся от периферии внутрь, соответствуя фазе вдоха.
В новорожденном ребенке жизненная энергия чаще всего пульсирует свободно и естественно. И эмоции он тоже выражает свободно и естественно – смеется, когда ему хорошо, или кричит и плачет, когда ему больно или страшно. До тех пор, однако, пока в этот процесс не вмешиваются родители и другие заинтересованные лица.

Воспитание ребенка – это процесс структурирования его естественной и спонтанной энергии, придание ей приемлемой для общества формы. И, к сожалению, процесс этот практически никогда не обходится без психических травм.

Вот, например, малыш, следуя своему неукротимому творческому порыву исследователя, храбро забирается в самую таинственную и глубокую лужу. Его влечет неизведанное, его глаза светятся восторгом первооткрывателя. Но тут, как гром среди ясного неба, раздается мамин вопль: «Куда полез! А ну, быстро назад! Сейчас по попе надаю!»

Маму, безусловно, можно понять. Ей потом это все стирать. И, к тому же, она твердо убеждена, что от прогулок по лужам дети неизбежно заболевают. А все тяготы лечения, опять-таки лягут на нее. Но что при этом происходит с ребенком?

Любой внимательный и пытливый родитель подтвердит: если на ребенка неожиданно наорать, то он сначала замирает. Это может длиться всего секунду, но дыхание у него останавливается, многие мышцы в теле сжимаются. Кольцевые сегменты тела блокируют движение энергии. Затем малыш начинает плакать – происходит естественный и здоровый процесс восстановления от шока – рыдания, интенсивные колебания мышц живота и диафрагмы – энергия пульсирует с максимальной амплитудой.
Однако у мамы может быть совсем иное мнение насчет полезности данного процесса. Во-первых, что скажут люди? Что у нее невоспитанный ребенок? Во-вторых, громко плакать вообще нехорошо! В-третьих… в-четвертых…

«А ну, быстро заткнулся!» Еще один шок. Что делать малышу? С одной стороны, не подчиниться маме невозможно: ребенок полностью от нее зависим. Подчинение для него – это вопрос выживания. С другой стороны, энергия пульсирует вовсю, и чтобы ее остановить, требуется серьезное усилие мышц, составляющих кольцевые сегменты – мышц таза, живота, диафрагмы, шеи, челюсти…

Если подобные ситуации повторяются, то такие напряжения мышц мало-помалу становятся хроническими – ребенок начинает постоянно блокировать в себе пульсации энергии. И помимо истории, описанной выше, в жизни любого ребенка, да и взрослого человека, такие ситуации встречаются во множестве. Это любые ситуации, где речь идет о честном и открытом выражении эмоций.

И потому вовсе не удивительно то, что в теле любого из нас многие мышцы всегда остаются в состоянии напряжения. Это – плата за вынужденный отказ от выражения эмоций. И это – именно то, с чем имеет дело Ошо ребалансинг и другие райхианские методы работы с телом.

Продолжение следует – не знаю, то ли про типы тел, то ли про последовательность из 10 сессий.


Вопросы, замечания, советы по-прежнему принимаются с благодаростью.

Date: 2011-04-24 11:02 am (UTC)
From: [identity profile] bjen-ja-lap.livejournal.com
Сначала про 10 сессий! Про типы можно и потом, а?

Еще: назначь, пожалуйста, маму поцивильней)) Ну, сейчас только последние горлодерки с семучками так обращаются со своими детьми. "А ну, быстро заткнулся! По попе надаю!" - ювенальная юстиция не дремлет, в конце концов :-Е Современные мамы блокируют энергию своих детей культурнее и изощренней, это я ответственно заявляю.

Date: 2011-04-24 11:06 am (UTC)
From: [identity profile] kakvas.livejournal.com
Можешь предложить фразы покультурнее? Как затыкают детей культурные мамы? Но для иллюстрации важно, чтобы ребенок впал в шок с одной реплики.

Date: 2011-04-24 02:58 pm (UTC)
From: [identity profile] bjen-ja-lap.livejournal.com
Ладно, первую фразу можно оставить)
А во втором можно как-то так: "Перестань реветь сейчас же", - шипит мама.

Вообще, да, твои слова о замирании и пульсациях наводят меня на, ээ, длительные медитации. Прямо-таки, очень интересные понимания происходят.

А вот скажи, ребалансинг когда-либо делался детям?

Date: 2011-04-24 05:33 pm (UTC)
From: [identity profile] kakvas.livejournal.com
В ребалансинге очень важно осознанное участие клиента, его готовность вернуться к своим травмам. Поэтому если его делать детям, то это получится либо простой массаж, либо ненужная ретравматизация. Во время сессии взрослый возвращается в детство, но при этом сохраняет и свою взрослую осознающую часть. У ребенка так, скорее всего, не получится.

Date: 2011-04-24 05:46 pm (UTC)
From: [identity profile] bjen-ja-lap.livejournal.com
аа. оо. да.

Date: 2011-04-24 06:10 pm (UTC)
From: [identity profile] bjen-ja-lap.livejournal.com
Просто вспомнила, как недавно старшего водила к остеопату. Остеопат сперва говорил со мной о беременности и родах - и из меня поднялось то, что, как я думала, давно не имеет силы. А потом остеопат работал с ребенком, и ребенок взял меня за руку - и я его держала то там, то здесь до конца сеанса. И ребенок ТАК на меня смотрел хорошо. В общем, это была важная работа на троих. Может быть, и в ребалансинге возможно что-то подобное.

Date: 2011-04-24 06:13 pm (UTC)
From: [identity profile] kakvas.livejournal.com
Наверняка возможно. Но это уже не будет ортодоксальным и каноническим ребалансингом. Хотя, конечно же, наверняка будет чем-то не менее важным и сильным.

Date: 2011-04-24 06:31 pm (UTC)
From: [identity profile] bjen-ja-lap.livejournal.com
Несет Остапа.
У меня есть знакомое семейство: родители давно уехали из Свердловска и живут в Израиле, в красивущем месте за городом, среди фруктовых деревьев и полей, у них шестеро детей - три девочки (уже почти девушки) и три мальчика, все они родились дома, не ходили в детский сад или школу, учатся дома и где придется, не потому что ортодоксальные иудеи или что-то еще, а просто потому что так для них правильно и естественно. Дети их растут в максимально возможной свободе, в заботе и тепле. И сейчас меня "случайно" занесло в живые журналы трех старших девочек. Боже, как им славно живется, как счастливо, как интересно...

Date: 2011-04-24 06:32 pm (UTC)
From: [identity profile] bjen-ja-lap.livejournal.com
И при этом - какие они уравновешенные и зрелые.

Date: 2011-04-24 06:33 pm (UTC)
From: [identity profile] kakvas.livejournal.com
Хорошо, что такое тоже бывает.
(deleted comment)

Date: 2011-04-26 03:22 am (UTC)
From: [identity profile] bjen-ja-lap.livejournal.com
Точно)) И мой старший учится в той же школе, что и Яна в свое время.

Date: 2011-04-24 04:26 pm (UTC)
From: [identity profile] bjen-ja-lap.livejournal.com
Подумала еще: тут значимы не столько реплики, сколько разрыв между ожиданиями ребенка и реакцией родителя. Вот бежит он к маме обниматься - а мама по своим личным причинам прохладно его отстраняет. Или даже неудачные шутки взрослых (помню, как мне года в четыре предложили сварить моего зайца, которого я "нашла в лесу" и принесла на кухню). Или ребенок хочет играть и тепла, а родитель то и дело "занят". Или гнетущая атмосфера в семье - замрешь так замрешь. Или супер-много всего еще, и зависит от нервной крепости ребенка. То есть, орать совершенно необязательно. Ну, это так, тонкости.

Date: 2011-04-24 05:29 pm (UTC)
From: [identity profile] kakvas.livejournal.com
Да, и все эти индивидуальные тонкости начинают вылезать у клиента в процессе курса ребалансинга. Но для иллюстрации хотелось чего-то совсем уж очевидного.

Date: 2011-04-24 03:17 pm (UTC)
From: [identity profile] arhil.livejournal.com
Текст очень понятный и легко воспринимается.

Date: 2011-04-24 05:29 pm (UTC)
From: [identity profile] kakvas.livejournal.com
Спасибо. А то я побаивался, что будет скучновато.

Date: 2011-04-24 05:47 pm (UTC)
From: [identity profile] bjen-ja-lap.livejournal.com
Первый более "заряжен". Но и в этом - важные вещи.

Date: 2011-04-24 05:48 pm (UTC)

Date: 2011-04-24 05:41 pm (UTC)
From: [identity profile] sibirian-girl.livejournal.com
очень интересно про типы.

Date: 2011-04-24 05:46 pm (UTC)
From: [identity profile] kakvas.livejournal.com
Типы - это внутренняя информация ребалансеров, помогающая им выстроить тактику работы с клиентами. Клиентам о них обычно не говорят, чтобы не "грузить". Так что если и буду об этом упоминать, то очень схематично. Впрочем, те же типы тел описываются у Лиз Бурбо (в сильно искаженном и упрощенном, на мой вкус, виде), а также в Хакоми-терапии (там - гораздо лучше).

Date: 2011-04-24 06:14 pm (UTC)
From: [identity profile] kakvas.livejournal.com
Автор типологии, используемой в Ребалансинге - Александр Лоуэн.

Date: 2011-04-24 07:19 pm (UTC)
From: [identity profile] mishchuk.livejournal.com
тяжело было читать...как маме.

Date: 2011-04-25 04:51 am (UTC)
From: [identity profile] kakvas.livejournal.com
Да. Родители в таких техниках получают двойной процесс - и про своего внутреннего ребенка, и про своих детей.

Date: 2011-05-01 06:41 am (UTC)
From: [identity profile] han-an.livejournal.com
угу. Моему крохе только 8 месяцев, и я ужасно-ужасно боюсь, что буду ему вот так вот вредить..а ведь буду...

Date: 2011-05-01 06:51 am (UTC)
From: [identity profile] kakvas.livejournal.com
Это неизбежно. Встроенные во всех нас программы очень сильны, а родительские - особенно. Можно годами работать над собой, повышая осознанность, но ненужный вред ребенку все равно причиняться будет.

Я сейчас предпочитаю смотреть на это как на некий космический квест: вот ребенок рождается - чистый расслабленный... а потом, в течение 2-3 десятков лет его всячески обуславливают - так, чтобы он полностью позабыл о своей природе будды и о том, что он един с Существованием. А собственно квест состоит в том, чтобы об этом вспомнить.

А не было бы такого обуславливания, не было бы "вреда", причиненного родителями, то не было бы и возможности познать счастье в его полярности с несчастьем. Так, одно постоянное и скучноватое блаженство. Похоже, наша планета предназначена именно для таких квестов.

Date: 2011-04-26 05:21 pm (UTC)
From: [identity profile] talk-of-wind.livejournal.com
Спасибо, очень интересно!

Date: 2011-04-26 05:23 pm (UTC)
From: [identity profile] kakvas.livejournal.com
Спасибо!

June 2017

S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 18th, 2025 11:08 pm
Powered by Dreamwidth Studios